Постинтернатное сопровождение выпускников с ТМНР, РАС в условиях школы-интерната
Вхождение выпускников коррекционной школы-интерната в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: часто изолирован от социального общения, возникают проблемы во взаимодействии со сверстниками и окружающими, испытывает трудности в организации быта, питания, досуга и др.
Являясь гражданами государства, дети, подростки, взрослые лица с тяжелыми и множественными нарушениями имеют право на образование. Эти права закреплены в Конституции РФ, в Федеральном Законе «Об образовании» (ред. от 29.12.2004), в перечне мер по реализации Федеральных Законов «О государственной социальной помощи» (от 17.07.1999), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.1995), а также в Федеральном регистре Минздравсоцразвития РФ (от 16.11.2004)
Ежегодно завершают обучение в ГКОУ специальной (коррекционной) школе-интернате № 2 г. Сочи от 15 до 25 человек, 50% из них имеют ТМНР и РАС. Около 5-10% выпускников поступают в учреждения начального профессионального образования, остальные, зачастую становятся изолированными от общественной жизни. Безусловно, данная категория выпускников всегда будет нуждаться в пожизненном сопровождении взрослого, но в результате специального обучения, станет менее зависимой от посторонней помощи, сможет выполнять доступные социальные роли и быть полезной для общества.
С 1 сентября 2022 г. в школе–интернате № 2 г. Сочи открыты две группы постинтернатного сопровождения. С выпускниками, имеющими ТМНР (тяжёлые множественные нарушения развития), РАС (расстройства аутистического спектра) реализуется программа, включающая следующие направления: прикладное творчество, экодизайн, комнатное и декоративное цветоводство.
Основной целью работы по сопровождению выпускников школы-интерната является: формирование самостоятельной личности, способной, несмотря на ограниченные возможности здоровья, на практике реализовать свой жизненный потенциал; развитие и совершенствование личностной сферы выпускника, составляющих основу его индивидуальности (в первую очередь предметно-практической, эмоциональной и сферы саморегуляции, что особенно актуально для выпускников коррекционных учреждений), приобретение профессиональных умений и навыков.